
В Берлине у музея Штази сейчас выставка под открытым небом "ГДР: Революция. Падение стены".
Афиша:

Стенды стоят под открытым небом во дворе музея.
Сразу ясно, откуда начинать осмотр:

Туристов и школьников привозят на экскурсию на автобусах:

В начале экспозиции - фотографии, рассказывающие о, так сказать, нормальной жизни в ГДР.
Вот члены местного комсомола - молодежной организации СЕПГ - несут портреты высших партийных функционеров на параде 1987 г.:

(а гигантомания - как в СССР: портреты много больше людей и кажется, что гигантские старики сейчас задавят этих юнцов).
Немецкие диссиденты: ученый и бард (на большом фото, сидят), евангелический пастор (на цветном фото, в окружении детей), еще евангелический пастор, и еще один, фунционер СЕПГ (в правом нижнем углу)... Это фотографии 70х-80х годов.

(опять не могу не вспомнить СССР: там диссиденты тоже были в основном из интеллигенции; рабочий класс, не говоря уж о колхозном крестьянстве - редко).
На многих стендах - вот такие экраны аудио-визуального сопровождения:

Ниже экрана - кнопки для выбора темы, под ними - динамик:

Вообще, на всяких выставках, вернисажах и т.д. всегда интересно наблюдать не только экспонаты, но и посетителей. Везде - своя публика, очень часто - весьма неоднородная. Интересно бывает наблюдать, как разная публика по-разному реагирует на на одни и те же объекты.
На этой выставке я бы выделила три группы посетителей:
1. Люди среднего возраста и пожилые. Видно, что они - в теме, и события, представленные в экспозиции, для них вполне знакомы и узнаваемы. Они их обсуждают примерно так же, как обсуждали бы, например, статью в газете о прошедшей в прошлые выходные демонстрации. Или - один другому: "Посмотри-ка!" - кивок в сторону стенда. Тот бросает взгляд на стенд, они понимающе переглядываются и начинают улыбаться, даже не друг другу, а каждый чему-то своему. Мы не можем знать, какие воспоминания у них это все вызывает, нам их не понять...
2. Группа молодежи с экскурсоводом, видимо, старшеклассники. Ну, тут все очень понятно - они ведут себя абсолютно так же, как мы в свое время на выставках про войну или революцию - кому-то скучно, кто-то слушает с интересом, но в любом случае - это что-то весьма далекое от них, примерно, как средневековье или что-то вроде.
3. Парочка японских (видимо) туристов с фотоаппаратами. Они, кажется, есть везде, где происходит что-то более-менее интересное. Как обычно - улыбчивые, подтянутые, охотно фотографируют и фотографируются. Какие эмоции вызывает у них экспозиция (и вызывает ли вообще) - бог весть. Все-таки это для них совершенно чужая история... Было ли что-то подобное у них - не знаю.
И еще - я. Я никогда не жила в ГДР и плохо знаю ее историю, она для меня - примерно как для японских туристов... Но уж слишком много параллелей с историей и современностью моей страны...
Это уже на излете ГДР - пикетчики требуют "легальности для оппозиции":

Покинуть ГДР было так же трудно , как СССР. Эмиграция была запрещена, тех, кому это все же удалось, объявляли предателями, за попытку эмигрировать сажали в тюрьму. Многие погибли при попытках перебраться из ГДР в ФРГ. В 1989 г. началась массовая эмиграция из ГДР в ФРГ через третьи страны - Венгрию, Чехословакию...
Вот экспозиция, посвященная бегству из ГДР через Прагу:

В ФРГ беглецов встречали, как родных:

В октябре 1989 г. с большой помпой отмечали 40 лет образования ГДР. Вообще, День Рождения ГДР был одним из важнейших официальных праздников. В 1989 был ее последний юбилей. При этом было очень много протестов и уличных акций.
Человек стоит с плакатом "Еще 40 лет социализм? Нет, спасибо" (по-моему, до сих пор актуально):

Не знаю, при каких обстоятельствах было сделано это фото, датированное 7 октября 1989 г., но ситуация вполне понятна и узнаваема:

Пишут, что в конце 1989 г. настроение улицы изменилось - сначала все хотели, чтобы ГДР стала нормальным европейским государством, но потом все больше народу стало приходить к выводу, что она нереформируема в принципе, и единственный выход - присоединение к ФРГ. Люди стали выходить на демонстрации под флагами ФРГ, лозунг "Wir sind das Volk" ("мы - народ") сменился на "Wir sind ein Volk" ("мы - один народ"):

(В этом - принципиальная разница между СССР/Россией и ГДР: нам некуда присоединяться. Если у немцев проблема была в том, что один народ был искусственно разделен на две части, то у СССР и сейчас у России - обратная проблема: разные народы были искусственно загнаны под одну крышу).
Конечно, стены и режимы не падают внезапно и единомоментно. Большая экспозиция посвящена первым относительно свободным выборам в ГДР (это декабрь1989 г., в России подобное происходило в 90-91м - ситуация, настроения и расклад сил были близки. Но немцам было легче - у них многопартийная система все-таки не была уничтожена, в отличие от СССР).
Предвыборные плакаты:

Лозунги на них:
"Германии нужна свобода вместо социализма!"
"Лучшая социальная политика - социально-рыночная экономика!"
"Мы - один народ!"
"За будущее Германии!"
"Демократическое пробуждение!"
Объединенные левые:

"НИКАКОЙ РАСПРОДАЖИ В ФРГ
Эта группа видит себя как объединение за свободный и демократический социализм с немедленной демократической и советско-республиканской направленностью" - за социализм с человеческим лицом, короче.
В конце концов, как известно, сначала пала Стена, а потом - и сама ГДР.
Западные немцы пляшут на Стене за Бранденбургскими воротами:

(Мне нравится это фото. Напоминает, что на символах любого тоталитаризма кто-нибудь когда-нибудь спляшет).
Journal information