Одна из таких беглецов, успевших свалить в последний момент, - Эльке Розин, сейчас и тогда:

Ее изображение справа Бильд взял вот с этого исторического фото:

Фото: akg-images
Впереди, с какими-то вещами, - молоденькая еще Эльке, за ней, с узлами и чемоданом, - ее родители. Резали город по живому, в данном случае граница прошла как раз по улице перед домом. Поэтому двери, выходящие на западную сторону, заколочены - на фото видно, как люди выкидывают вещи из окна. Беглецы тоже прыгали в окна, иногда даже с верхних этажей. Например:

Фото: Alex Waidmann
Другой дом, та же ситуация - фасад выходит на западную сторону, поэтому двери заколочены. Но тут еще благоприятный вариант - западноберлинские спасатели держат спасательные батуты.
Из воспоминаний кого-то из беглецов: "Внезапно дверь дома распахнулась, и фопы попытались стащить нас с тротуара на западной стороне в дом. Мы защищались".
(Тут, думаю, требуется небольшое пояснение. Еще сразу после войны под контролем советской администрации в Берлине была создана т.н. Народная полиция, так восточно-германская полиция называлась и всё время существования ГДР. "Народная полиция" по-немецки - "Фолькс-Полицай", имела аббревиатуру ФП, а ее вояк в народе называли, естественно, фопами).
Клаус Абрахам, один из тогдашних спасателей, ныне 83-летний пенсионер:

Фото: Federico Gomitolo
"Я участвовал тогда в пяти операциях. Люди прыгали на наши батуты даже с пятого этажа. Иногда фопы обстреливали нас слезоточивым газом".
Еще из его воспоминаний:
" На Вальдемар-штрассе в Кройцберге семейная пара с двумя детьми хотела ночью спрыгнуть с четвертого этажа. Вооруженные фопы лежали напротив на крышах". И, как оказалось, в это время менты были уже и в самом доме.
"Фопы не проявляли ни малейшей доли человечности при этих побегах".
В последующие годы позорная стена достраивалась и укреплялась.
Тот же 1961-й, фото с западной стороны - жители ошарашенно наблюдают за строительством стены:

Фото: Bernd Thiele
Видите на фото мальчика, который оглянулся на фотографа? Его зовут Георг Шульце, сейчас ему 74 года, он полицейский на пенсии:

Фото: Hans-Wilhelm Saure
На фото он позирует на фоне остатков стены - они кое-где сохраняются ради исторической памяти.
Георг Шульце: "Никто не знал, что происходит. Тогда мы не могли представить, что нас замуруют. Мы думали, они когда-нибудь снова откроют границу." У него, как и многих западных немцев, были родные и друзья в Восточном Берлине. "Бернауэр-штрассе была для нас совершенно нормальной улицей. Мы ходили с запада на восток и обратно. И вдруг все закончилось".
Предпринято это строительство было "по рекомендации совещания секретарей коммунистических и рабочих партий стран Варшавского договора" - социализм и коммунизм почему-то могут существовать только внутри закрытых строго охраняемых границ, иначе народ разбегается.
Если бы во время существования стены уже были спутниковые карты, то это выглядело бы примерно вот так:

Тут контур стены нанесен на современный спутниковый снимок. Видно, что она проходит через самый центр города. По живому.
Музей Стены в Берлине:

А в ноябре 2014 г. Берлин праздновал падение Стены. На меня наибольшее впечатление произвела а "световая граница" - центральной части города очертания бывшей стены повторяла вереница белых светящихся воздушных шаров:

Вот тут эти шарики можно рассмотреть поближе, на фоне различных берлинских достопримечательностей - телебашня, Главный вокзал, крадущаяся по ночной улице лиса...:
Около 7 вечера 9 ноября, в день падения Стены, шарики были отпущены на свободу. Сигнал был подан от Бранденбургских ворот, где после обращения бургомистра Берлина Клауса Воверайта первые воздушные шары выпустили в небо почетные гости - правозащитники из бывшей ГДР, президент СССР Михаил Горбачев, бывший президент Польши Лех Валенса, президент Европарламента Мартин Шульц, еще один лауреат Нобелевской премии мира - профессор Мухаммад Юнус и др. И дальше - по цепочке - вдоль всей световой границы! В это время играла 9-я симфония Бетховена (Ода к радости) - у Бранденбургских ворот вживую, в исполнении берлинской Государственной капеллы и Государственного оперного хора, в других местах транслировалась запись.
В результате граница (на этот раз - световая) исчезла в воздухе. Как и граница между двумя Германиями за 25 лет до этого.
Journal information