Еще к теме ветеранов, на примере собственной семейной истории. Пара примеров. (Сама я героев этих историй лично не знала, всё это знаю со слов старших).
1. Муж моей двоюродной (или троюродной?) тетки из Северодвинска. Его забрали в армию в 18 лет, весной 45-го. Успел повоевать неделю или две, а там и война закончилась. Тем не менее, выдали все документы, какие положено, оно потом всю жизнь считался ветераном войны и имел все полагающиеся ветеранам льготы. Мама рассказывала, когда она ездила к ним в Северодвинск, ей стыдно было с ним заходить в магазин. Даже если в очереди было три старушки, он - крепкий еще мужчина пятидесяти с чем-то лет - лез без очереди со своим ветеранским удостоверением. Когда она спрашивала, зачем, ну недолго же постоять, он гордо отвечал "А мне положено".
2. Мой дед со стороны отца, пьянчужка из Владивостока с украинской фамилией. Во время войны он командовал штрафной ротой. У него было два Ордена Славы (старшие говорили - одного не хватило, жаль, а то был бы полным кавалером, а там какие-то большие льготы были положены). До войны он практически не пил, пьяницей вернулся уже оттуда. Им там регулярно выдавали водку, причем мог быть недостаток жратвы, но водка была в наличии всегда. Может быть, чтобы стресс снимать, а может - для куражу... Когда они шли в атаку, они не кричали "За Родину, за Сталина!", они другое кричали...
Кстати, после того, как я узнала эту историю, я стала как-то понимать лояльное отношение к пьяным моей двоюродной бабки, тоже бывшей фроновички. У меня вот валяющиеся на дороге пьяные с детства вызывали только брезгливость, а она не могла пройти мимо, обязательно старалась растолкать, особенно зимой, и отправить домой. На мой вопрос она ответила "Ну, ты же не знаешь, почему они пьют, мало ли...".
Journal information