В Берлине, как и в любом уважающем себя городе, есть филармония. А в филармонии, как и полагается, есть главный дирижер. И это место время от времени становится или в скором времени должно стать вакантным – как это произошло этой зимой, когда нынешний главный дирижер, англичанин Сайман Рэттл, объявил, что в 2018 г. не будет возобновлять свой договор. В качестве возможного преемника рассматривается, в принципе, кандидатура любого дирижера, когда-либо выступавшего в Берлинской филармонии. Выбор происходит абсолютно демократично, путем тайного голосования всех музыкантов оркестра. В конце июня, наконец, во втором туре голосования был избран преемник знаменитого англичанина. Выбор музыкантов пал на главного дирижера Баварской Штатс-оперы, и он дал согласие. Сам он - человек в музыкальном мире небезызвестный, успешно выступал в Берлине, все были довольны. Как говорится, ничего не предвещало …
Но буквально через несколько дней музыкальный обозреватель радиостанции NDR разразилась комментарием, смысл которого – пост должен был занять другой дирижер, Кристиан Тилеманн (хотя совершенно непонятно, почему – процедура голосования ни у кого сомнений не вызывает, а мнение музыкантов, которым работать с дирижером, явно весомее мнения некой обозревательницы некой радиостанции). О Тилеманне она пишет так: «немецкий дирижер с определенно немецким репертуаром»; «всемирно прославленный эксперт немецкого звучания» и сравнивает его с «вагнеровской благородной фигурой Одина», его конкурента – с фигурой Альбериха, «крошечного гнома, еврейской карикатуры». Последнего в статье вы уже не найдете, вместо этого там стоит вежливое "первоначальный пассаж был удален реадкцией"- не знаю, произошло это сразу или после того, как разгорелся скандал.
Еще – статья Мануэля Бруга в Вельт-онлайн. Автор подсчитал, что это «интересным образом» уже третий еврей в кресле главного дирижера» и намекнул на его неформальные отношения с какой-то баварской певицей. После того, как один из блоггеров высмеял это, фраза была изменена на «интересным и радующим образом 70 лет спустя после коричневого расового
призрака». Правда, получилось тоже не очень – как многие заметили, изменения были внесены столь поспешно, что было не до правописания, вместо „braunen“ - «коричневого» оказалось „brauen“ – «варить пиво».

А дирижер больше не дает интервью – никаким журналистам и никаким СМИ.
P.S. Дирижера-еврея из Баварии зовут Кирилл Петренко, он омич.
Journal information