Allasko (lashevchenko) wrote,
Allasko
lashevchenko

Categories:

Как делается опера



Как я уже писала:

"В Твиттере есть такое развлечение - "один лайк - один факт о..." - короче, о чем-нибудь, в чем человек разбирается. Например, о той или иной стране, о той или иной профессии... Вот нравится мне читать такие треды - профессии у людей бывают очень... разные, откуда бы я еще узнала о тонкостях работы писательницы, оперного пианиста, работника морга... Ну и, конечно, я не могу не поделиться интересненьким с моими френдами."

Один из самых популярных таких тредов - о работе пианиста в оперном театре. А популярен он, видимо, потому, что это как репортаж с другой планеты - оперный театр для большинства и есть такая чужая и неизвестная планета. Собственно, это даже не один тред, инфы слишком много для одного, а целых три. Почитать первый из них можно тут. А для кого слишком многа букафф - привожу оттуда наиболее интересные, на мой взгляд, факты, с моими комментариями.

1. Московский Большой театр официально называется "Большой театр России" фор э ризон – "больших" оперных театров полно в мире (Минск, Варшава, даже Гавана). А в Америке всякие "гранд" театры вообще на каждом шагу.

(Надо же, оказывается, я понятия не имела, как правильно называется самый известный театр России! И судя по сотне лайков под этим фактом - не я одна).

2. Когда я работал в Большом (в Москве), однажды остался вечером заниматься в классе на 10 этаже, а на сцене в это время началась "Спящая красавица", на которую приехал Путин. И вот я выхожу в коридор и собираюсь идти домой, а путь к лифту завораживает перепуганный ФСОшник. Который думал, что у него этаж зачищен. Говорит, в лифт не пущу, сейчас командир придёт, разберётся. Командира я ждать не стал, и спокойно спустился по лестнице рядом с лифтом, которую никто не охранял. В ФСО наверное потом кому-то досталось.

7. Менталитет баса отличается от тенора, как эстонец отличается от испанца. Почти всегда я могу сказать, какой у человека голос, пока он ещё рот не открыл. Картинка бьёт в самую суть!



10. Большинство европейских оперных театров построены по итальянской модели, они очень крутые внутри и снаружи. А такая форма зала очень хороша для акустики.



11. А в Америке большинство театров совершенно некрасивые и внутри, и снаружи. Нередко они вообще выглядят с улицы как офисное здание. Вот Чикаго, например.



(Не, ну это несерьезно. Великий писатель ошибался - театр начинается даже не с вешалки, а много раньше, с подходов к нему, когда видишь впереди роскошное здание, которое не спутаешь ни с каким другим - и уже предвкушаешь...)

15. В Большом театре все столовые для сотрудников обслуживает комбинат питания "Кремлевский", который кормит администрацию президента, следственный комитет и другие хорошие места. Как бы понятно, какое место этот театр занимает в государстве.

(Да уж, безотказный признак).

16. А ещё в 30-е из кремля построили подземный ход между Кремлем и Большим театром, чтобы Сталин ходил в театр, не встречаясь с народом. Ложа отделена от зала бетонной стеной, а отдельный лифт до сих пор на балансе ФСО. В эту часть здания даже сотрудники не могут пройти.

17. Сталин любил, когда в опере понятны все слова, что в классическом пении невозможно по физиологическим и акустическим причинам. Из-за этого в 30-40-е в Большом театре появилась целая отдельная манера полупения-полуразговора. На некоторых старых записях слышно.

(Слава богу! Это я не про Сталина, а про "физиологические и акустические причины". А то я думала, это со мной что-то не то, раз я в опере половину слов не понимаю, даже когда по-русски поют).

38. Бухло. В Америке из оперных мало кто вообще не пьёт, но совмещать это с работой большой удар по карьере. В России, понятное дело, бухают все, по нарастающей от высоких голосов к низким с кульминацией в оркестре. Особенно на гастролях оркестр пьёт как не в себя.

(Почему-то читателей это совсем не удивило - хотя все далеки от оперного искусства).

39. В советское время напротив Большого театра была рюмочная (где сейчас Новая сцена). В "Борисе Годунове" между выходами хора перерыв где-то час, и вот 50 мужиков в костюмах бояр шли в рюмочную бухать водку. Минут за 15 до выхода из театра прибегал хормейстер тащить их назад.

(Представляю картинку!)

40. Выходить в зрительскую зону в костюме запрещено во всех театрах. Так что за историю из предыдущего твита сейчас бы погнали ссаными тряпками.

41. Питерские бухают больше московских. По крайней мере, про Мариинку ходит больше алкогольных историй, чем про Большой

(Ну дык в Питере же известно что делать...)

42. На каких-то очередных гастролях Гергиев (худрук Мариинки и самый известный дирижёр России) вечером входит в лифт отеля, а там на полу валяется бухой музыкант его оркестра. "С вами все в порядке?", спрашивает Гергиев. "Нормально", говорит тело, - "только Гергиеву не говорите".

(Вспоминается старый анекдот:
Дирижер: - Так, здесь - пиано!... Еще более пиано!
Из оркестровой ямы: - Да куда пьянее-то?! И так пол-оркестра вдрабадан!
Похоже, все анекдоты действительно из жизни...)


50. И в России, и в Америке есть профсоюзы музыкантов оркестра. Среди прочего, они ограничивают время репетиций (3 часа с перерывом 20 минут). Исполняется с точностью до секунды. Я несколько раз видел, как оркестр просто вставал и уходил, когда доиграть оперу оставалось 2 минуты.

51. В Америке, если опера длиннее определенного времени, театр обязан платить оркестру огромные сверхурочные, а еще представлять горячий ужин.

52. Фотографии голосовых связок часто путают с фотографиями 18+.



55. Если долго перенапрягать голос, еа связках могут образоваться узелки. По сути это микроскопическая опухоль. Говорить (почти) не мешает, а вот профессиональное пение с ними невозможно. Сейчас их умеют лечить, но все равно во многих случаях это конец карьеры.

(Еще анекдот в тему:
— Ужасно, наверное, когда оперный певец понимает, что не может больше петь!
— Ужаснее, когда он не понимает этого.)


56. Оперные певцы вообще очень нежные создания. Встречаешь его иногда с утра, а он решил сегодня не разговаривать, голос бережет. Многие не едят острое и кислое. Один тенор говорил, что не может петь в дождь – давление меняется и влияет на него. С ними вообще весело.

57. Еще певцы очень чувствительны к влажности воздуха. Чем влажнее – тем лучше поётся. Особенно они не любят самолеты из-за сухого воздуха. Если в самолёте увидите чувака с таким ингалятором – скорее это оперный певец увлажняет себе голосовые связки.

58. Некоторые певцы утверждают, что для мягкости голоса полезен секс, а певицы – что им помогает минет. Возможно, это просто грамотный подкат.

61. Субтитры. Почти все оперы идут на непонятном для публики языке, поэтому сейчас во всех театрах есть субтитры. В театрах победнее это просто проектор, в богатых в спинках передних кресел стоят экраны, в этом случае субтитры на 5-6 языках на выбор.





63. Субтитрами управляет специальный человек где-то за сценой. По ходу оперы он следит по нотам, где отмечено, когда переходить на следующий кадр. Обычно рабочее место выглядит так: экран с титрами, ноты, экран с дирижером (иногда приходится на него смотреть, чтобы не отстать).



64. В моем театре по правилам профсоюза музыканты не имеют права трогать компы, с которых идут субтитры. А люди, которым можно, не умеют читать ноты. Поэтому на субтитры сажают музыканта, который следит по нотам, и в нужный момент говорит Go! мужику, который тупо нажимает кнопку.

66. Театр, где я работаю, находится в жарком Техасе. При этом кондиционер в зале выкручивают градусов на 15 тепла – чтобы модные дамы могли пойти в театр в мехах.

(Всегда говорю, что традиции - страшное дело).



Tags: музыка, о прекрасном, о смешном, соцсети, треды
Subscribe

Posts from This Journal “музыка” Tag

promo lashevchenko september 2, 2016 10:00 16
Buy for 10 tokens
Все-таки странное это место - берлинский Главный вокзал. То приезжаешь туда, чтобы погулять в центре и поесть мороженого - и попадаешь на грандиозный антиправительственный митинг, то подходишь к нему со скромным желанием сесть на электричку - и видишь вот такое: Оказалось, что это -…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

Posts from This Journal “музыка” Tag