
Есть в Италии город Кремона, а там есть всемирно известный музей скрипок. Потому что именно там триста лет назад работал величайший мастер - Антонио Страдивари. Всего он создал около 1100 инструментов (разных, не только скрипок), около 600 из них существуют в настоящее время, из них 4 скрипки хранятся в музее Кремоны. Специалисты говорят, что скрипки Страдивари уникальны, не совсем ясно, в чем там секрет (хотя есть разные теории), но их до сих пор не удалось превзойти.
Но есть проблема - дерево, из которого они сделаны, старится - как и всё на свете; не факт, что еще через сто лет они будут так же звучать. Не говоря уж о том, что с уникальными экземплярами что-то может случиться - их могут украсть, здание, где они хранятся, может быть разрушено пожаром или землетрясением... Как бы напрашивается решение - сохранить для будущих поколений их звук, только звук, отдельно от самих инструментов. И не только для будущих - не все же имеют возможность послушать саму скрипку, а вот если ее звучание будет каким-то образом дигитализировано - это уже другое дело. (Уточню, что речь идет не о простой записи - их существует масса, а о полной передаче звучания, со всеми его нюансами, доступными только уху профессионала. О создании базы данных, с сотнями тысяч записей одного инструмента, чтобы там имелись абсолютно все звуки, которые она способна издавать). Идея начала осуществляться в 2017 г.
Тестовая запись была проведена в Концертном зале Кремоны. "Подопытная" скрипка "Везувий" - одна из последних скрипок Страдивари, он создал ее в 1727 г. в 80-летнем возрасте:

И уже через несколько дней стало ясно, что затея полностью провалилась.
Потому что Концертный зал - он же не сурдокамера, он в городе находится. Оказалось, что сверхчувствительные микрофоны, требующиеся для такой записи, воспринимают и шум города, хотя люди его и не слышат.
Только в этом году удалось организовать запись. Участвовали две скрипки - тот самый страдивариевский "Везувий" и "Принц Дориа" от Гварнери, еще виолончель от Страдивари и альт от Амати. А также 5 музыкантов мирового класса из Италии и Голландии, две немецкие аудио-фирмы и 32 гиперчувствительных микрофона. И записывалась не музыка как таковая, а звучание инструмента - музыканты должны были брать каждую возможную ноту, на каждой отдельной струне, и каждый возможный переход между нотами.
А как удалось справиться с проблемой шума... Председатель кремонского музея скрипок Gianluca Galimberti - не знаю, как это читается, но выглядит он вот так:
- по совместительсту еще и мэр Кремоны. И он просто остановил всё уличное движение в окрестностях Концертного зала на это время. И обратился к жителям города с просьбой соблюдать тишину по возможности и избегать лишнего шума. Запись осуществлялась с 7 января по 9 февраля этого года, 6 дней в неделю. И всё это время город был необычайно тихим. И теперь звучание уникальных инструментов законсервировано навсегда.
Journal information