
Сегодня, между прочим, дата, которую, похоже, никто не заметил - 30 лет со дня одного судьбоносного события, которое тогда, ровно 30 лет назад, тоже никто особо не заметил, кроме заинтересованных лиц.
Ровно 30 лет назад в Москве открылась та самая "19-я партконференция", или "XIX всесоюзная конференция КПСС", которая неожиданно оказалась чем-то бОльшим, чем очередной партийный междусобойчик. Если кто забыл или не знал - это именно там опальный Ельцин снова обрушился на самую одиозную фигуру в партийной верхушке - Егора Лигачева - и на привилегии партноменклатуры, Лигаче произнес свое знаменитое "Борис, ты не пра!", а Горбачев попытался превратить СССР в нечто с человеческим лицом - каковая попытка закончилась обрушением СССР через три года.
Но тогда, 30 лет назад, насколько я могу судить, никто от этой партконференции ничего такого не ждал и вообще особо не интересовался - что людям до всех этих капээсэсовских игр... Лично я ее открытия вообще не заметила - я тогда весело проводила время в летнем лагере, радио не слушала, телевизора у нас, кажется, вообще не было... И вообще я в те времена политикой не интересовалась, по двум уважительным причинам. Во-первых, по молодости лет - куда нам до нынешнего продвинутого поколения, которое уже с подросткового возраста бегает на митинги Навального... Во-вторых, просто за неимением таковой - в СССР политики не было, как и секса.
Услышала я про нее по возвращении из лагеря - взрослые обсуждали эту конференцию! "А ты слышал, что он сказал?! ... Нет, ты слышал?!... А Ельци -то, Ельцин..! ... А Горбачев..!"... И это было странно - ну отродясь никакие партийные съезды и конференции не обсуждали вне предназначенных для этого мероприятий - ну кому это могло быть интересно?!
А между тем, там было принято несколько действительно важных резолюций.
"О демократизации советского общества и реформе политической системы", "О борьбе с бюрократизмом" - это и была уже упоминавшаяся попытка Горбачева сделать из Совка нормальную страну. Чем она закончилась - известно. Но я, например, не вижу тут никакой ошибки Горбачева или точки бифуркации - короче, какой бы то ни было ненулевой вероятности продолжения существования СССР в качестве современного демократического государства. Не совмещается...

"О гласности" - возможно, именно с этого все и началось... На головы неподготовленной советской публики вдруг хлынул поток информации, ранее тщательно скрываемой. О том, о чем раньше шептались и слушали ночами сквозь глушилки по Би-Би-Си, стали писать центральные газеты (шептались и слушали по Би-Би-Си - это я, конечно, про старшее поколение, мы-то были совершенно темные в этих вопросах и вообще не имели никакого представления о многих сторонах истории собственной страны).
Анекдот тех времен (а может, и не анекдот...):
Разговор по телефону:
- Ты читал, что в "Правде" пишут?
- Нет, а что там?
- Вечером расскажу, это не телефонный разговор!
Еще многие делали вырезки таких статей и складывали их - ну, на черный день, что ли... Похоже, люди не верили, что такое продлится долго - что в газетах можно писать почти обо всём...
Настроения народных масс того времени лучше всего отражает возникший тогда же стишок - вот один из вариантов (слышала разные):
Товарищ, верь: пройдет она,
эпоха безудержной гласности,
и вот тогда в госбезопасности
припомнят наши имена.
И, несомненно, припомнили бы. Но, к счастью, не успели - СССР рухнул.
Правда, потом спираль сделала еще один оборот, гэбьё снова пришло к власти... Но это уже другая история.

Journal information