- тут и тут.
Честно говоря, поначалу казалось, что история не стоит выеденного яйца. Ну, написали какие-то дурочки в ректорат обращение с требованием убрать эти строки с фасада - за сексизм и напоминания о домогательствах, который они обнаружили в совершенно безобидном стихотворении. Посмеяться и забыть. Когда руководство учебного заведения неожиданно отнеслось к этой дури всерьез, и провело голосование по данному вопросу, и большинство имеющих отношение к данному заведению проголосовало за то, чтобы стих убрать, - это стало полной неожиданностью для широкой общественности и вызвало некоторую оторопь. А теперь история вышла на новый уровень. Специалисты - филологи и литературоведы - проводят литературный обзор и на полном серьезе объясняют с профессиональной точки зрения, почему в стихотворении нету ничего такого. Кажется, литературоведы тоже слегка офигевают от происходящего - например, судя по таким оборотам, как "В культурной экстрареальности под названием "Берлин"..."
Вообще-то, я с детства ненавижу литературу. Не в смысле - книжки, а в смысле - школьные уроки литературы, "типичные представители", "что хотел сказать автор", вот это все...
А сейчас я сама - добровольно! - читаю подобное! До чего эти горе-феминистки доводят людей!
Делюсь свежеприобретенными знаниями в области литературоведения (не мне ж одной этим маяться...). В-общем, дело обстоит так. Данное стихотворение принадлежит к жанру под названием "конкретная поэзия". Что это такое - я почитала и поняла, что моих знаний немецкого тут явно недостаточно. Надо читать про это на русском...
"Конкретная поэзия – направление экспериментальной поэзии, основная идея которого заключается в сопровождении словесного ряда сенсорно воспринимаемым, конкретным рядом (визуальным, звуковым, тактильным). Конкретная поэзия, как правило, основана на приемах иконической номинации - построении формы слова, фразы, текста и др. таким образом, чтобы эта форма отражала какие-то конкретные свойства объекта, описываемого этим словом, фразой или текстом...
Черт, моих знаний русского, кажется, тоже недостаточно... Ладно, попробуем еще...
"Конкретная поэзия это направление, сложившееся в начале 1950-х в ряде европейских (Швейцария, Швеция) и латиноамериканских (Бразилия) стран. В 1953 немецкоязычный поэт Эйген Гомрингер (Швейцария) издает книгу пространственно структурированных стихотворений, в каждом из которых использовалось, как правило, одно слово.Например:
молчать молчать молчать
молчать молчать молчать
молчать молчать
молчать молчать молчать
молчать молчать молчать
(Хм... Я, конечно, не специалист, и о художественных достоинствах данного произведения судить не могу. Но вот интересно: если бы на фасад Высшей школы им. Алисы Саломон в Берлине попало другое стихотворение Гомрингера, не про "авенидас и флорис", а про "молчать молчать" - был бы и результат другим или там тоже нашли бы неполиткорректные намеки?)
Гомрингер продолжил и развил опыт визуализации поэтического текста, известный с глубокой древности и актуализированный в 20 веке авангардным искусством... "Мы должны давать только обнаженные слова, без грамматических связей, без отвлеченных понятий, слова, обозначающие либо конкретные действия, либо конкретный предмет", — декларировал Гомрингер...
Российская конкретная поэзия формировалась независимо от западной.... Но результаты оказались во многом близкими — поскольку близким было понимание художественной задачи. "До конкретности и до кому чего надо доходили больше порознь и никак не в подражание немцам, а в свой черед по схожим причинам" (Журавлёва, Некрасов)..." (Ну да, куда уж конкретнее - кому чего надо, тот то и пишет, не заморачиваясь рифами и тому подобным. Все чисто конкретно)
Короче, понятно - конкретная поэзия - это чтобы жечь сердца не глаголом, а существительными, а если и глаголом - то одним-единственным, и без всяких других слов.
И вот литературные критики на полном серьезе объясняют горе-феминисткам, что в конкретной поэзии вообще нет лирического героя, есть только отстраненное наблюдение. Идет перечисление - аллеи, цветы, женщины, восхищающийся. Четыре существительных - и все. "Восхищающийся" в данном случае - такой же объект наблюдение со стороны, как и все остальное, поэтому об "объективизации" тут говорить нельзя (а если и можно, то по отношению не только к женщинам, но вообще ко всем, "восхищающийся" же - явно мужчина; это уже не литературоведы, это я от себя домысливаю).
Все это так подействовало на мою бедную голову, что я тоже написала стихотворение. В жанре конкретной поэзии. Вот:
Стихи
Стихи и идиотки
Идиотки
Идиотки и литературоведы
Стихи
Стихи и литературоведы
Стихи и идиотки и литературоведы
И офигевающая
Journal information