Общество ухаживает за могилами, проводит экскурсии - но кроме этого, ведет поисковую работу. Вот сколько же погибло в той войне, если каждый год находят еще сколько-то тысяч погибших?
Но найти останки мало, надо еще идентифицировать - что это был за человек. Мирный житель? Солдат? Чей? Как его звали? Надо сказать, что они действительно прилагают огромные усилия, чтобы все это выяснить. Хорошо, если сохранился солдатский медальон. У немецких солдат медальон представлял собой овальную металлическую пластинку, с выбитыми на ней идентификационными данными. Собственно, в Бундесвере и сейчас примерно такие же... По продольной оси идет ряд отверстий, чтобы ее можно было разломить на две половинки. В случае гибели военнослужащего одна половинка отсылается в военное ведомство, другая - родственникам.
У солдат СССР медальоны представляли собой трубочку, внутри которой находились бумажные документы. Видимо, эти футляры были негерметичны - часто записи бывает очень трудно, а то и невозможно, восстановить.
При этом очень часто останки солдат находят вообще без медальонов. Есть люди, которые специально за этими медальонами охотятся - они их просто коллекционируют или, может, продают... Еще докладчица сказала, что слышала от людей в управлении Сената, курирующем эти вопросы, что советские солдаты часто выбрасывали свои медальоны, но так ли это, она не знает.
В-общем, несмотря на все усилия, все еще много могил времен Второй мировой, где указано просто "солдат" или "цивилист", а то и просто "неизвестный".
Должна сказать, что с моего переезда в Германию и до этого года меня интересовало все связанное с войной - потому что интересен взгляд с другой стороны. А сейчас отношение изменилось. Даже не то, чтобы неинтересно, просто почему-то постоянно сравниваешь ту войну и эту. Вот рассказывают нам про то, как восстанавливают имена солдат, погибших семь десятков лет назад - а в голову почему-то лезут могилы с исчезнувшими табличками в Псковской области...
Journal information