По сообщениям прессы , главный раввин Омска и Омской области израильтянин Ошер Кричевский лишен вида на жительство и должен в течение двух недель покинуть Россию.
Что там произошло на самом деле – не знает, похоже, никто. Я, сидя в Германии, тем более не могу этого знать, поэтому – просто некоторые воспоминания.
Я помню Ошера еще с тех времен, когда 23летний раввин появился в Омске после окончания своей учебы. Должна сказать, что у меня несколько раньше был период богоискательства, я тогда всерьез выбирала себе религию. За несколько лет я испробовала 8 разных религиозных направлений, в результате чего у меня выработались стойкие атеистические убеждения. Но интерес остался, я продолжала общаться с представителями разных религий, и в синагогу меня тоже периодически заносило. Тем более что там и разные культурные мероприятия проводились, и можно было пообщаться со многими интересными людьми – и не обязательно религиозными, многие воспринимают синагогу и все, что с ней связано, как элемент национальной идентичности. Да и о сладких кошерных винах у меня остались самые теплые воспоминания…
Помню появление нового раввина – до неприличия молодого и очень серьезного. С русским у него поначалу было не очень, как-то, помнится, все синагогой выясняли, как правильно говорить – «одна змей» или «один змея»… Интересно, что Ошер выучил русский специально, чтобы иметь возможность работать в Омске, до этого он языка не знал, хотя его родители были выходцами из СССР.
Отношения с прихожанами у него, насколько я могу судить, складывались прекрасно. Он учил, как положено раввину, религии и традиции, а они учили его секретам выживания в сибирском мегаполисе… Помню, например, такой эпизод. Зашла речь о том, как совместить иудейское предписание о запрете работать в субботу с ритмом современной жизни. Там ведь «работа» - это не только типа картошку копать, это вообще все, в том числе – включить свет или газовую плиту. Народ сразу сказал, что это соблюсти невозможно, еду ведь надо если не приготовить, то хотя бы разогреть, не будешь же всю субботу сидеть на бутербродах. Ошер предложил вариант – делать маленький огонь и оставлять плиту зажженной. Тут уж все возмутились – «ты оставил так, пошел в синагогу, в это время газ отключили, потом опять дали – что тогда?». Он растерялся – «а что, могут отключить?». Понятно, что первые годы прихожане за ним слегка присматривали – а как можно было не присматривать за таким инопланетянином?
Сейчас он, конечно, уже стал вполне нормальным омичом, И хотя жену привез из Израиля, все его шестеро детей родились в Омске, т.е. они коренные сибиряки. И, несмотря на то, что он сам соблюдал все это немыслимое количество запретов и предписаний, имеющихся в иудаизме, - фанатиком он никогда не был. Он прекрасно понимал, что люди не могут, да и не захотят жить так, как жили когда-то их предки, и никогда не настаивал на соблюдении всего что положено.
Почему вдруг сейчас его решили депортировать – непонятно. Говорят о каких-то нарушениях в торговле кошерной едой и алкоголем, но как-то это все на депортацию явно не тянет. Но все это вполне укладывается в общее русло происходящего: когда рухнул СССР – пришли Макдональдсы, нормальное телевидение и раввины, а сейчас СССР возвращается – и они все уходят…
Ссылки по теме:
http://www.bk55.ru/news/article/37885/
http://www.kommersant.ru/doc/2559259
UPDATE:
"Куйбышевский суд Омска принял 3 октября сенсационное решение: он отменил постановление регионального УФМС о депортации гражданина Израиля Ошера Кричевского, его супруги и их шестерых детей...
На суде раввин рассказал, что он год назад подал прошение о предоставлении российского гражданства и в июне 2014 года президент Путин обещал ему и еще нескольким представителям общины помощь в его получении..."
http://www.kasparov.ru/material.php?id=542EA0D8CBD09§ion_id=43452BE8655FB
Journal information